В канун великого праздника Пасхи председатель миссионерско-образовательного отдела Костромской епархии, протоиерей Виталий Шастин по нашей просьбе раскрыл наиболее яркие моменты своей жизни, которая явно не вписывается в привычные рамки – родился, учился, женился… Настолько нелегкая и интересная.

Выходец из семьи священника сейчас вместе со своим отцом – протоиереем Михаилом – служит в Ильинском храме за Волгой и преподаёт в духовной семинарии в Костроме. Активный общественный деятель. Батюшка участвует в возрождении храмов нашей области, организовал приют для женщин с детьми в Нерехте.

Из-за убеждений отчислили из училища

— Отец Виталий, вы коренной костромич?

— Да, родился я в Костроме. Рано стал самостоятельным – с тех пор как в 18 лет ушел в армию. И поскольку был самым старшим из пятерых братьев, всегда старался помогать семье, всегда ощущал себя старше своих лет.

До армии успел поработать в колонии строгого режима водителем. Это была первая моя встреча с взрослым миром. Двухлетнюю армейскую службу проходил в Кантемировской дивизии.

— В юные годы испытывали непонимание окружающих, связанное с верой в Бога?

— Безусловно. Ведь и отец мой гонений не избежал. После того, как он поступил учиться в духовную семинарию, маму сняли с должности. А когда отец стал священником, его лишили всех социальных благ. По сути, в то время быть священником, означало жить вне государства.

В школе из-за моей веры в Бога ребята дразнили меня, и это нередко приводило к кулачным поединкам. Желание постоять на себя в старших классах заставило записаться в секцию бокса.

После 10-го класса я поступил во Владивосток в мореходное училище, чтобы иметь возможность отправиться в загранплавание. Но из-за того, что был верующим, причем не комсомольцем, меня отчислили из учебного заведения.

«Родительская молитва со дна моря вынимает»

— А что помогло не пасть духом?

— Поддержка отца и молитвы родителей. Думаю, совершенно справедлива пословица «Родительская молитва со дна моря вынимает».

Когда мне исполнилось 50 лет, и я стал вспоминать прожитую жизнь, насчитал примерно 15 случаев, когда смерть была совсем недалеко от меня. И всё для меня заканчивалось благополучно.

— Расскажите.

— К примеру, такой случай. До семинарии я работал в строительстве. Одну смену – монтажником-высотником, другую – автокрановщиком.

Когда на одном из объектов закончилась моя первая смена монтажника, я должен был сесть за автокран. Но сменщик решил еще два часа поработать и сел на моё место. Я вышел из крана, спустился в траншею – для того, чтобы монтировать фундамент. В этот момент ко мне подошел бригадир и отправил меня подтаскивать на тракторе бетонные колонны.

Я еще не дошел до трактора, как сзади раздался шум: на стреле автокрана лопнул трос. Стрела упала, и бригадир, который заменил меня в траншее, погиб. По Промыслу Божию, я вышел из автокрана – и не получил судимости за неумышленное убийство, был выведен из траншеи – и не погиб.

— Феноменальный случай….

— А однажды чуть не утонул. Купался в одном из водоемов нашего края, глубоко нырнул и запутался в водорослях. Воздух уже был на исходе… Тогда я водоросли, запутавшие меня, намотал на руки, уперся в дно и выдрал их с корнем. И на последнем издыхании выскочил на поверхность.

Считаю, что такие благополучные исходы – результат молитвы родителей.

Из строителей – в священники

— Отец Виталий, а как так получилось, что из строителей вы перешли в священнослужители?

— Несмотря на то что я сын священника, сам священником поначалу быть не хотел. Мне казалось, это тяжелый крест, который мне не понести. И в то же время мне хотелось учиться в духовной семинарии. Для того чтобы объяснить свою веру окружающим и отстоять истину, нужны знания. Но отец поначалу не благословлял меня на поступление в семинарию.

Уже будучи женатым и самостоятельным человеком, я осмелился еще раз попросить отца благословить меня на поступление. Как раз в тот период я пришел к некому жизненному тупику. Казалось бы, работал бригадиром на стройке. Была дружная бригада, интересная работа. И главное – каждый день видел результаты своего труда. Получал зарплату, откладывал деньги на сберкнижку, а потом тратил. Но встал вопрос: а что дальше? В чем смысл такой жизни? Потребность в поступлении в семинарию росла. И, в конце концов, я получил от отца разрешение поступать в семинарию Московской Троице Сергиевой Лавры.

— Чем-то жертвовали, поступая в семинарию?

— Пожертвовал, прежде всего, материальными благами. До семинарии я в строительстве получал очень хорошую зарплату от 700 до 1000 рублей. Для сравнения: у моей жены – инженера-конструктора – был оклад 120 рублей. После моих крупных заработков я стал получать стипендию – 13 рублей 80 копеек. Но этот опыт для меня был очень полезен. Осознал тогда, что не в деньгах счастье. И если бы мне сейчас предложили сделать выбор между семинарией и строительством, выбрал бы семинарию.

И уже в самой семинарии ко мне пришло желание принять сан священника. Было мне тогда 28 лет.

— Отец Виталий, с матушкой Аллой вы прожил более 30 лет. За это время удалось избежать конфликтов, ссор?

— Слово «супруги» на старославянском означает, запряженные в одну упряжку», которую вместе надо тянуть по жизни, и мы тянули. Когда мы только начали встречаться, Алла была знакома с моими взглядами, моей семьей. Она из такой семьи, где в храм не ходили, и я не заставлял её ходить в церковь. Но, тем не менее, жена сама постепенно стала приобщаться к вере.

— А как вы познакомились?

— После армии в селе Словинка Антроповского района я помогал отцу на приходе ремонтировать храм. Это огромная церковь 45 метров высотой, она знаменита чудотворной иконой Смоленской Божьей матери – великой святыней Костромской земли. А моя будущая жена, студентка сельхозинститута в составе стройотряда в то лето приехала помогать местному колхозу. Дом, где заселили студентов, был рядом с приходским домом. 10 августа всем селом отмечали престольный праздник. На этом празднике мы и познакомились. По возвращении в Кострому стали встречаться. А венчались в храме селе Шунга Костромского района.

— Ваши дети не связали свою жизнь с церковью?

— Сын служил в армии контрактником, а сейчас его работа связана с охраной. У него трое детей. Дочь Анна недавно закончила технологический университет.

Я, следуя правилу своего отца, никогда не призывал своих детей служить в церкви. Считаю, чтобы посвятить свою жизнь церкви, нужна призванность. У священников, как и у офицеров, есть клятва, присяга. Уход из священства – не просто смена работы, а измена своему призванию. К тому же, если человека насильно уговорить служить, он может в дальнейшем не выдержать служения.

— А за что могут лишить сана священника?

— За уклонение в раскол и ересь, за второй брак. Если священник развелся или женился во второй раз. Даже если у него жена умерла, а он снова женился, его лишают сана. Жизнь священника должна быть целостной во всем – в церкви, семье, обществе.

— В храме в селе Спас-Бураки происходили чудеса – проступили настенные росписи. А вы верите в чудеса?

— Вот один из таких сверхъестественных чудесных случаев. У костромички родился младенец, у которого врачи выявили порок: не было соединения между гортанью и пищеводом. Родители решили срочно крестить младенца перед смертью. Я окрестил его в больнице. Родители очень искренне и слезно молились о ребенке. Потом я стал ждать, когда его принесут отпевать. Но его принесли… причащать. Ребенок остался жить, у него все органы восстановились. Для меня это чудо, зафиксированное врачами.

И у других моих знакомых был чудесный случай. Один из их детей родился с пороком сердца, и до четырех лет жил с этой болезнью. Врачи сказали, что малышу, нужно делать операцию. Знакомые поехали в столицу, в хорошую клинику, заплатили деньги. За день до операции пошли в храм к иконе святителя Николая – помолиться. А когда снова пришли в клинику, предоперационный осмотр не подтвердил болезни сердца у ребенка. Родителям вернули деньги, и они забрали малыша. И у ребёнка по сей день никаких нарушений в работе сердца не наблюдается.

Думаю, таких свидетельств в практике любого священника достаточно. Но никакой священник рекламы из этого делать не будет, поскольку такие чудеса – милость Божья.

Сначала праздновать, потом – поминать

— Отец Виталий, скоро Пасха, и сегодня многие костромичи посещают в этот день кладбище…

— Эта традиция появилась в советский период, потому что храмы тогда были закрыты. Кладбище оставалось единственным духовным местом, куда можно пойти и помолиться. К сожалению, и сегодня многие люди в Пасху мимо храма идут на кладбище. Но для посещения кладбища церковью специально установлен день поминовения – Радоница, на девятый день после Пасхи. Служба в этот день тоже носит пасхальный характер, мы как бы делимся с нашими усопшими родственниками пасхальной радостью.

— Что бы вы пожелали костромичам в канун Пасхи?

— Хотелось бы пожелать веры, любви. Без веры невозможно угодить Богу и быть причастником Воскресения Христова и жизни вечной. Без любви тоже нельзя жить, без неё все ничто. Даже вера без любви делает человека фанатиком. Все добродетели без любви принимают искаженный вид: ум без любви делает человека хитрым, правда – критиканом, справедливость – жестоким, честь – высокомерным. Всякая ценность только тогда является ценностью, когда имеет своим основанием любовь.

Беседовала Ирина ВЕРНИКОВА.

Фото Николая Суворова.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...