Член Совета Федерации подводит итоги работы в 2013 году.
Первое, что я хотел бы отметить, подводя итоги осенней сессии Совета Федерации, ключевое событие- 20-летие Конституции РФ. Общий вектор законотворческой работы палаты был направлен на последовательное укрепление российской государственности, рост благосостояния граждан, достижение стабильности в стране, повышение уровня гражданской ответственности и патриотизма. Практически все одобренные палатой федеральные законы непосредственно направлены на реализацию положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года и указов главы государства от 7 мая 2012 года. Реализованы важные инициативы в сфере демократизации политической системы страны, развития институтов гражданского общества, повышения конкурентоспособности российской экономики, модернизации социо-культурной сферы.
Основное внимание Совета Федерации в период сессии было сосредоточено на главном финансовом документе страны – федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
С учетом сложившейся экономической ситуации подход к формированию бюджета базировался на повышении эффективности бюджетных расходов при неукоснительном выполнении всех социально-экономических задач и соблюдении государственных приоритетов.
Отличительной особенностью федерального бюджета является то, что он сформирован на основе государственных программ РФ. В работе Совета Федерации проблемы повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет внедрения программного принципа бюджетирования, являются приоритетными.
В рамках работы по развитию финансовой системы страны палатой одобрен Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)».
Велась активная работа над данным законом, рассмотрение и принятие которого сопровождалось продолжительными и острыми дискуссиями. Обсуждение закона проходило в рамках заседаний Комитета Госдумы по финансовому рынку, рабочей группы по развитию законодательства в банковской сфере при Общественном совете Министерства Финансов России, совещаниях по доработке закона о«О потребительском кредите (займе)».
Мной были внесены поправки, которые были учтены в тексте нового закона «О потребительском кредите (займе)».
Кроме того в период осенней сессии, СовФедом одобрен ряд федеральных законов, реализация которых будет способствовать повышению устойчивости банковского сектора улучшению условий работы иностранных инвесторов, осуществляющих вложения в российский банковский сектор, развитию финансового рынка.
В течение сессии СовФед продолжил работу по мониторингу состояния законодательства и правоприменительной практики. Одной из составляющих этой работы стала подготовка совместного с ГосДумой Отчета о состоянии российского законодательства на тему «Российское законодательство: 20 лет развития в русле Конституции РФ». Отчет посвящен состоянию федерального и регионального законодательства с точки зрения полноты правового регулирования, его системности, непротиворечивости, соотнесения с целями и задачами политического и социально-экономического развития страны, намеченными в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от
12 декабря 2012 года. Особое внимание в отчете уделено палатой региональному компоненту развития законодательства: этапам развития
законодательства субъектов Федерации, его основным проблемам и тенденциям. Делается вывод о завершении этапа правовой
гармонизации законодательства субъектов Федерации и федерального законодательства, намечены приоритеты дальнейшей работы по
совершенствованию регионального законодательства.
Продолжилось законодательное обеспечение пенсионной реформы. Застрахованным лицам предоставлено право выбора варианта пенсионного обеспечения. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ о бюджетной политике в 2014–2016 годах для основной массы плательщиков сохранен на уровне 2013 года базовый тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Кроме того, продлен до 2018 года период
применения льготного тарифа страховых взносов в размере 20 % для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность
в производственной и социальной сферах, а также социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных
организаций и аптек, применяющих специальные режимы налогообложения.
Принимая во внимание моё направление деятельности в Комитете Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам – банковская деятельность и финансовые рынки, необходимо отметить главные события в этих сферах:
1. Создание мегарегулятора и смена руководства ЦБ
Новому Председателю Банка России Эльвире Набиуллиной удалось не только сохранить все лучшее, что было сделано ее предшественником Сергеем Игнатьевым за 11 лет работы, но и сделать несколько шагов, оказывающих серьезное влияние на финансовый сектор отечественной экономики.
Хочу отметить усилия по созданию на базе Центрального банка мегарегулятора. Решение о его создании было обусловлено постоянным взаимодействием различных сегментов финансового рынка. При этом они работают по разным правилам, из-за чего возникает большое количество проблем, приводящих к дополнительным издержкам. Речь, в частности, идет о регулировании страхового рынка, деятельности негосударственных пенсионных фондов и паевых инвестиционных фондов – то есть организаций, имеющих непосредственное отношение к управлению средствами физических лиц.Для эффективного функционирования мегарегулятора, противостоянию возможным кризисным явлениям в финансовой сфере нужны не только организационные усилия. Необходимо законодательное обеспечение этого процесса, СовФед со своей стороны оказывает ЦБ необходимую поддержку.
2. Борьба с «грязными» и «дырявыми» банками.
Финансовые власти страны стремятся вывести из игры различные финансовые «прачечные». Самый показательный случай такой борьбы – отзыв лицензии у «Мастер-банка». Это имеет важное значение не только для наведения порядка, четкого соблюдения законодательных норм. Криминальные структуры, представители теневого сектора экономики активно пользуются «обналичкой», уводя деньги из легального оборота, в том числе из-под налогообложения. Поэтому борьба с «грязными» банками – это в том числе один из путей пополнения бюджетов.Конечно, пресечение путей «обналичивания» ударит по некоторым банкам, для которых это является основным видом заработка, и они будут активно уходить с рынка. Вижу в этом процессе большой плюс. Отмечу, что в целом отечественная банковская система устойчива. Большинство банков – я говорю не только о крупных, но и о средних, небольших региональных банках – работают в рамках действующего законодательства, внимательно относятся к рискам, поэтому объективных оснований для «кризиса недоверия», подобного тому, что был в 2004 году, нет.
3. Охлаждение рынка потребительского кредитования, темпы роста объемов выданных потребительских кредитов упали с 60 до 20–25% в годовом исчислении.
Ценовая доступность кредитов для населения не ухудшилась, а в ряде случаев (например, при кредитовании под залог) даже улучшилась. Но банки стали более серьезно подходить к оценке рисков. Задача финансовых властей – уменьшение рисков, связанных с необеспеченным кредитованием, имеет и социальной аспект: речь идет о недопущении высокой закредитованности домохозяйств. В противном случае при развитии негативных тенденций в экономике мы рискуем получить две проблемы: повышенную дефолтность по кредитам для банков и социальную напряженность в связи с невозможностью ряда заемщиков полностью обслуживать кредитные обязательства. Конечная цель всех усилий – снижение глобальных рисков в банковской системе России.
4. Повышение финансовой устойчивости банков через ужесточение требований к капиталу.
В целом Россия неизбежно движется к внедрению системы регулирования банковского сектора «Базель III», одобренной странами «большой двадцатки». Ее суть заключается в повышение устойчивости банковского сектора через ужесточение требований к ликвидности, объему и качеству капитала кредитных организаций. Внедрение этих требований должно не только снизить риски возникновения проблем внутри банковского сектора, но препятствовать их перерастанию в экономические проблемы на национальном и международном уровне.